Эксперимент

Педагогическое исследование «Формирование личностных компетенций выпускника Бурятского лесопромышленного колледжа» в рамках реализации федеральной экспериментальной площадки «БЛПК – ресурсный центр эколого – образовательного пространства региона озера Байкал»
              Выполнили:
                                  Н.Б. Цырендылыкова, председатель МО кураторов
            БЛПК Н.П.Намдакова, куратор группы CД-41, 
Т.Г.Манзарова, куратор группы ТД-42,
   2010 г
 
Профессиональное образование сегодня все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения экономических проблем общества. Это означает, что при проектированном образовании необходимо учитывать потребности индустрии, рынка труда. Отсюда следует сопряжение потребностей экономики и образования.
Образование призвано обеспечить подготовку выпускника к успешной самостоятельной жизнедеятельности в условиях мирового экономического кризиса. Утрачивает свое значение первоначальное профессиональное образование – образование на всю жизнь. Актуальным становится непрерывное и «трансграничное» образование. В условиях неопределенности современного постиндустриального общества требуется ориентация профессиональной подготовки не столько на усвоение знаний и умений, сколько на формирование проектной культуры - способности решать задачи, находить пути решения проблем в нестандартных ситуациях реальной профессиональной деятельности. Решать эти вопросы возможно лишь при построении профессионального образования в логике компетентностного подхода.
Системообразующим фактором образования становится ценностно-смысловая направленность личности: ее мотивы, интересы, отношения, ценности. Построение образовательного процесса должно быть ориентировано на развитие социальных и личностных качеств и социально-нравственных форм поведения обучаемых. Одним из ведущих направлений развития системы образования признается большинством исследователей и практиков совершенствование воспитания посредством создания воспитательной системы как неотъемлемой и самоценной части образовательного процесса, создающей условия для формирования личностных компетенций выпускника.
Компетентностный подход (обучение на основе компетенций) получает в образовании все больший статус благодаря расширяющемуся употреблению, в том числе в официальных российских и международных документах Проблема отбора личностных компетенций (способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, уверенность в своих силах, контроль эмоций и поведения) является одной из центральных для обновления содержания образования. Сложности в теории и практике осуществления компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании сопровождаются объективно существующими противоречиями между:
·возрастающими требованиями общества к подготовке конкурентоспособных специалистов, обладающих личностными компетенциями, и невозможностью подготовки таких специалистов в рамках традиционной системы образования, которая не учитывает запросы и требования индустрии, рынка труда и работодателей;
·потребностью педагогов-практиков в научно-методическом обеспечении процесса формирования личностных компетенций студентов и недостаточной степенью проработанности содержания, теоретических и научно-педагогических условий организации процесса их формирования.
Актуальность исследования, а также указанные противоречия обуславливают проблему исследования, которая заключается в поиске и обосновании методов и средств формирования личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы БЛПК
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования «Формирование личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы БЛПК».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия эффективного формирования личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы БЛПК
Объект исследования - процесс реализации воспитательной системы БЛПК
Предмет исследования: формирование личностных компетенций студентов БЛПК
Гипотеза исследования: формирование личностных компетенций студентов среднего профессионального учебного заведения будет эффективным, если:
·                   определены сущность и содержание формирования личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы БЛПК;
·                   разработана и внедрена модель формирования личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы среднего профессионального учебного заведения;
·                   определен комплекс организационно-педагогических условий эффективного формирования личностных компетенций студентов БЛПК;
·                   разработаны и апробированы критерии определения эффективности формирования личностных компетенций студентов  среднего профессионального учебного заведения.
Задачи исследования:
1) изучить состояние проблемы становления и развития воспитательных систем, применяемых в образовательных учреждениях системы СПО как основы формирования личностных компетенций студентов;
2) определить сущность, содержание и этапы формирования личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы среднего профессионального учебного заведения;
3) разработать, теоретически обосновать и апробировать модель формирования личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы среднего профессионального учебного заведения;
4) выявить и экспериментально проверить совокупность условий, обеспечивающих эффективность формирования личностных компетенций студентов среднего профессионального учебного заведения;
5) разработать и апробировать критерии определения эффективности формирования личностных компетенций студентов среднего профессионального учебного заведения.
В реализации поставленной цели мы исходим из понятия психологического сопровождения, то есть создания условий для развития личности студента, способной к продуктивному движению по тем путям, которые он выбрал сам.
В ходе сопровождения выделяются три компонента:
·                   изучение личностных, психологических особенностей студентов;
·                   создание условий для профессионально-личностного развития студентов;  
·                   создание специальных условий для студентов,  имеющих проблемы социально-психологического характера.
Направления деятельности по формированию профессионально-личностной компетентности:
·социально-психологическая адаптация – процесс включения первокурсника в коллектив, освоения им отношений и норм поведения в коллективе;
·психодиагностика и развитие личности;
·определение профессиональной направленности и пригодности обучающихся;
·ознакомление студентов с профессионально значимыми качествами личности  специалистов по соответствующим специальностям;
·составление индивидуальных планов воспитания и развития;
·содействие развитию способностей студентов;
·обучение студентов методам эмоциональной и волевой саморегуляции;
·содействие формированию устойчивой профессиональной мотивации;
·разработка рекомендаций по профессиональному развитию студентов;
·психологическое консультирование и коррекция профессионального и личностного развития студентов;
·проведение тренингов по развитию потребностей в профессиональных достижениях, тренингов профессионального и личностного роста.
·выявление социально-педагогических проблем личностного и профессионального развития; студентов в процессе посещения уроков, бесед с преподавателями и мастерами ПО;
·оказание помощи куратору по включению студентов в различные виды социально-значимой деятельности, в целесообразной организации свободного времени студентов;
·определение социально-педагогических причин затруднений студентов в овладении профессиональными качествами;
·взаимодействие с родителями и семьями отдельных студентов по проблемам профессионального развития, личностного становления;
·сотрудничество с общественными организациями с целью профилактики правонарушений, асоциального поведения, поступков, приводящих к нетрудоспособности, профессиональным заболеваниям студентов.
 
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы, анализ и обобщение существующего педагогического опыта; наблюдение; беседа, анкетирование, опрос, тестирование; моделирование; самооценка, взаимооценка, экспертная оценка; анализ результатов.
 
Основные этапы проведения исследования
Название этапа
Содержание работы и примерные сроки проведения
I.
Подготовительный этап.
Определение исходных позиций и разработка методики исследования
Изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта. Разработка методики исследования (декабрь 2008г – февраль 2009 г.)
II.
 
Основной этап.
Определение методов изучения, выбор групп. Проведение предварительной опытно-экспериментальной работы. Уточнение методики исследования, ее экспертиза
(март 2009г – июнь 2009г.)
Получение, обработка и систематизация экспериментальных материалов
(2009-10, 2010 -11 уч.г.г. )
III.
 
Заключительный этап.
Внедрение
Оформление результатов.
Обобщение результатов, написание методических рекомендаций, разработок, отчета (начало 2012г.)
Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками образовательного процесса в БЛПК (1-4 года)
Основное содержание экспериментальной работы
На I этапе работы проведен ретроспективный анализ педагогической литературы и показал, что воспитание рассматривается как первостепенный приоритет в среднем профессиональном образовании (П.Ф. Анисимов, В.М. Демин, В.А. Портных) и является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и воспитания.
На современном этапе модернизации образования наиболее ярко проявляется тенденция подготовки специалистов с позиций компетентностного подхода. Именно компетентностный подход способен изменить целеполагание обучения, соединить требования жизни и стандарта. Говоря о значении и содержании компетентностного подхода, необходимо отметить, что смыслоопределяющей категорией здесь выступают понятия «компетенция» и «компетентность» в разном их соотношении друг с другом.
В ходе исследования было установлено, что использование в современной педагогической литературе понятие «компетенции» (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская) тесно связано с процессом переориентации российского образования со «знаниевого» на компетентностный подход (Н.А. Гришанова, Э.Ф. Зеер, С.Е. Шишов), что является необходимым условием модернизации образования и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.
Понятие «компетенции» является сегодня не только одной из базовых педагогических категорий, но и объектом междисциплинарного исследования. В научных исследованиях интерес к проблеме профессиональных и личностных компетенций то затихал, то возрождался с новой силой. Активизация внимания исследователей к вопросам теоретического обоснования компетенций (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя) и их практического формирования обычно совпадала с кризисными ситуациями в экономике, образовании, культуре.
В нашем исследовании мы определили, что компетенции это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной, продуктивной деятельности.
Анализ литературы по теме исследования свидетельствует, что в настоящее время образование столкнулось с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения как содержания понятия «компетенции», так и оснований разграничения ключевых компетенций и объема входящих в них компонентов (О.М. Бобиенко, И.А. Зимняя, С.В. Коршунов). Исследовательская мысль концентрируется на выявлении особых компонентов в структуре личности, которые могли бы позволить ей более комфортно адаптироваться к социальным изменениям, найти внутренние ресурсы для обогащения знаниевого потенциала и мировоззренческих ориентаций.
Анализируя источники по данной проблематике, мы выявили несколько попыток использовать личностные компетенции в качестве критериального компонента (И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской), что свидетельствует о недостаточной научно-теоретической проработке данной проблемы.
Изучив требования работодателей к молодым специалистам, учитывая особенности региона и на основании теоретического анализа литературы из группы базовых компетенций мы выделили группу личностных компетенций: ценностно-смысловые компетенции (способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков); гражданственно-патриотические компетенции (знание и соблюдение прав гражданина, гражданский долг, свобода и ответственность, уверенность в себе); культурологические компетенции (познание ценностей культуры и основ семейных явлений и традиций); здоровьесберегающие компетенции (знание и соблюдение норм здорового образа жизни); личностно-развивающие компетенции (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития саморегулирования, самосовершенствования личностной и предметной рефлексии).
Под личностными компетенциями мы представляем комплекс навыков восприятия, суждения и поведения личности, которые призваны обеспечить ее эффективную интеграцию в окружающую действительность и выступают основой для процесса самоопределения и самореализации.
Личностные компетенции позволяют:
·        лучше понимать себя, осознавать свои мотивы;
·        улучшать представления о себе, чувствовать большую уверенность в своих силах;
·        находить равновесие между личными целями и практической деятельностью в организации;
·        избавляться от внутренних конфликтов, лучше контролировать эмоции и поведение;
·        преодолевать шаблоны и стереотипы мышления;
·        видеть больше выбора в различных ситуациях.
В процессе исследования мы выявили, что личностные компетенции составляют такие качества студентов, как обучаемость, организованность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, патриотизм, самоконтроль и самопланирование, потребность в реализации своего личного потенциала, надежность, чувство долга, ориентации на общечеловеческие ценности, терпимость, гуманность, общая культура.
Процесс формирования личностных компетенций студентов определяется как развитие, смена взаимосвязанных этапов:
·        проектировочный этап задает направленность процессу формирования личностных компетенций, выделяя его цель – формирование личностных качеств студентов;
·        организационно-деятельностный этап обеспечивает продвижение этого процесса к заданной цели;
·        оценочно-результативный этап позволяет определить уровни сформированности личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы.
На основе анализа изученных теоретических положений, с учетом специфики подготовки специалистов и особенностей региона были определены и конкретизированы критерии сформированности личностных компетенций студентов технического среднего профессионального учебного заведения:
·        ценностно-ориентационный (способность выбирать целевые и смысловые установки);
·        личностно-мотивационный (знание и соблюдение прав гражданина, свобода и ответственность, уверенность в себе);
·        рефлексивно-оценочный (самопознание, осуществление самоконтроля, самооценка);
·        эмоционально-волевой (знание и соблюдение норм здорового образа жизни);
·        ценностно-культурный (познание ценностей культуры, духовно-нравственное познание основ жизни).
С учетом выявленных показателей каждого критерия, соотношения с компонентами содержания личностных компетенций, рассмотрены уровни формирования личностных компетенций: высокий, средний, низкий. Уровень сформированности личностных компетенций студентов будет определять протекание процесса социализации, выступать основой для процесса самоопределения и самореализации.
Анализ теоретических работ и собственного опыта позволил выявить организационно-педагогические условия, влияющие на эффективность формирования личностных компетенций студентов среднего профессионального учебного заведения:
·        выстроена личностная композиция социально-ценностных отношений человека к самому себе, другим людям, ценностям культуры, обществу;
·        обеспечено психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение формирования личностных компетенций студентов, направленное на создание условий для развития субъект-субъектного взаимодействия преподавателей и студентов, использование метода педагогической рефлексии и формирование благоприятного комфортного психологического климата;
·        уровень педагогического профессионализма преподавателей средних специальных учебных заведений к воспитательной деятельности адекватен содержанию формирования личностных компетенций студентов.
Переориентация среднего профессионального образования со «знаниевого» на компетентностный подход позволил выявить сущность, структуру компетенций, создать модель формирования личностных компетенций студентов среднего профессионального учебного заведения и подвел к необходимости апробации комплекса организационно-педагогических условий эффективности их формирования.
На втором этапе  разработаны программы формирования личностных компетенций студентов и апробации комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих их эффективное формирование, а также анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Воспитательная система среднего профессионального учебного заведения основана на системно-синергетической теории, которая выступает интегратором системно-функционального подхода к воспитанию и самовоспитанию и компетентностного подхода к содержанию воспитания. Мы предполагаем, что личностно-деятельностный подход также входит в совокупность всех подходов, в концепции он является приоритетным. Нами были соединены подходы системно-ролевой, личностно-ориентированный и компетентностный в процесс воспитания и самовоспитания личности, что способствует более эффективному формированию и развитию личностных компетенций студентов и отличает воспитательную систему ССУЗ от других воспитательных систем.
В процессе реализации воспитательной системы происходит становление личности, которое представляет собой процесс ее формирования и готовности к жизнедеятельности в определенном статусе на различных уровнях развития личностной композиции социально-ценностных отношений.
Это означает, что статус определяет набор социальных ролей в процессе социализации студента, что дает возможность выстроить личностную композицию социально-ценностных отношений, включающую в себя отношения человека к самому себе, другим людям, ценностям культуры, обществу, природе.
Ценностные отношения – это отношения человека не только к общечеловеческим ценностям: «Человек», «Труд», «Знание», «Отечество», «Культура», но и к совокупности общепринятых, инструментальных ценностей: «совесть», «справедливость», «свобода», «равенство», когда само отношение выступает в качестве ценности. Формирование данной системы ценностей способствует формированию личностных компетенций студентов.
Педагогический эксперимент включает в себя мониторинг формирования личностных качеств и экологической культуры студентов. В названном  эксперименте принимают участие студенты следующих групп: ТА- 11 (куратор В.Д. Дамбуева); СД – 11 (куратор Н.П. Намдакова), ТД-11 (куратор Т.Г. Манзарова), ЛХ -11(куратор З.К. Дульбеева), КД – 21 (куратор И.А. Лощинова).  Изучение формирования личностных качеств проводится при помощи комплексных методик, разработанных В.И. Андреевым[1]. В данной методике определена для каждого блока качеств 9 – балльная шкала уровней развития личностных качеств. В этих группах проведено тестирование по определению личностных качеств и экологической культуры студентов.  Нами были опрошены 196 студентов.
Результаты тестирования студентов отражены в следующих диаграммах:
 
В ходе проведенного опроса экспериментаторы отметили:
- уровень развития личностных компетенций наших студентов нового набора  не соответствует общей модели выпускника с высоким уровнем профессиональной и личностной компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, то есть – компетентных и конкурентоспособных специалистов;
Поэтому содержание воспитательного взаимодействия преподавателей и студентов в процессе реализации воспитательной системы должно осуществляться в единстве трех составляющих:
·                   культурообразующий характер знаний по различным предметам, усиление гуманитарно-личностного акцента в структуре усваиваемых знаний;
·                   разнообразие методов обучения, ориентированных на личность студента и особенности ее личностного становления (диалогические, дискуссионные, групповые, коллективные и др.);
Открытая девятибалльная шкала и результаты тестирования дали богатый материал для размышления и разработки индивидуальных программ саморазвития личности.
В ходе эксперимента разработана система программ по формированию личностных качеств студентов:
· Программа «Интеллект»;
· Программа «Нравственность и культура»;
· Программа «Я – гражданин России»;
· Программа «Вместе к успеху»;
· Программа «Технология  карьеры»;
· Программа «Экология и здоровье».
На заключительном этапе - обобщить результаты исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу и сформировать основные выводы. Если результаты опытно – экспериментальной работы свидетельствуют о достигнутой цели, доказанной гипотезе, то внедрить в процесс воспитательной работы колледжа систему программ по формированию личностных компетенций студентов.
Примерное распределение содержания программ по курсам
 
 
Наименование  программ
I
курс
II
курс
III курс
IV
курс
всего
I.
«Интеллект»
3
3
4
1
11
II.
«Нравственность и культура»
4
3
3
1
11
III.
«Я – гражданин России»»
3
4
3
1
11
IV.
«Экология и здоровье»
2
2
2
1
7
V.
«Вместе к успеху»
2
2
2
2
8
VI.
«Технология карьеры»
-
-
-
8
8
 
всего:
14
14
14
14
56
Прогнозируемый результат экспериментальной работы
В результате реализации экспериментальной работы ожидается:
1.  В учебном заведении – БЛПК:
-создание системы воспитательной работы;
-обогащение содержания  нравственного, гражданско-патриотического воспитания, общей культуры, экологической культуры, конкурентоспособности выпускников;
-вовлечение в систему формирования личностных компетенций  представителей всех субъектов образовательной деятельности в данных группах.
2. В модели конкурентоспособного выпускника БЛПК:
-в познавательной сфере: развитие творческих способностей и экологической культуры;
- в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
-в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
 
 
Библиографический список
 
1.                 Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы):  метод. пособие [Текст] / В.И. Байденко. – М., 2005.
2.                 Байденко В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате (дискуссионный вариант): Материалы ко второму заседанию методологического семинара: монография [Текст]   / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3.                 Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков [Текст] // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 12.
4.                 Дроздова, Н.П. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие [Текст] / Н.П. Дроздова, Е.Г. Ефимова, М.Ф. Колесников; под ред. Ф.И. Кайзера, Г.Г. Богомазова, З.А. Сабаева. – СПб, СПбГУ, 2002. – 296 с.
5.                 Заводчиков Д.П. Технологии определения состава ключевых компетенций работников/ Д.П. Заводчиков // Современные проблемы органи­зационной психологии: материалы всерос. науч.-практ. конференции, в 4-х ч. – Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-та", 2007. – С. 10-22.
6.                 Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека/ И.А. Зимняя // Интернет-журнал "Эйдос".
7.                 Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях Текст / Учебное пособие.. – М., ; Альфа –М, 2005 – 288с.
8.                 Ядченко, Е.М. Изучение эффективности функционирования воспитательной системы: проблемы и результаты [Текст] / Е.М. Ядченко // Преподаватель ХХ1 век, № 3. – Москва: МПГУ, 2007. - С 37-42, - 0,6 п.л.
9.                 Ядченко, Е.М. К вопросу об истории концепции воспитания и воспитательных систем в России [Текст] /Е.М. Ядченко // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: сборник научных статей. - Благовещенск: Амурский ИППК, 2001. - С. 325-329. – 0,32 п.л.
 

[1] Андреев В. И. А65 Проверь себя. Десять тестов оценки интел­лигентности, конкурентоспособности и творче­ского потенциала личности. — М.: Народное образование, 1994. — 64 с. — (Библиотеч­ка журнала «Народное образование», № 3, 1994 г.)
.