Программа по формированию профессионально – личностных качеств выпускника БЛПК
В педагогическом исследовании: «Формирование личностных компетенций выпускника БЛПК» разработаны программы и к ним - методические указания и разработки классных часов.
Автором разработаны программы:
«Вместе к успеху» — программа развития профессионально значимых качеств личности и «Технология карьеры» — семинар — практикум для старшекурсников.
Определяя приоритетные направления профессионально-личностного развития личности будущего специалиста и формирования профессионально-личностной компетентности, мы пришли к выводу, что важнейшим из них в этой сфере деятельности является обеспечение условий для формирования осознанной мотивации и стремлений студентов к овладению приемами развития, совершенствования, самосовершенствования и самоактуализации профессионально значимых качеств личности. Наиболее оптимальным в данном случае является метод социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг — это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы.
Исходя из этого, кураторами колледжа разработаны программы:
«Вместе к успеху» — программа развития профессионально значимых качеств личности
«Технология карьеры» — семинар практикум для старшекурсников.
Общий модуль Программы развития профессионально значимых качеств личности «Вместе к успеху» включает в себя пять модулей по освоению ведущих умений и навыков разного уровня сложности.
Название
|
Задачи
|
Формы взаимодействия
|
Блок №1
Развитие уверенности в себе.
|
-Овладение студентами психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа «Я»
|
-Тренинг позитивного самовоспитания и уверенного поведения;
-Тренинг «Самопознание и личностный рост»;
- Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков
-Деловые игры;
-Сюжетно-ролевая форма освоения коммуникативных приемов;
-Интересные знакомства с новыми людьми;
- Тренинг формирования личных и профессиональных качеств
- Групповая игра «Катастрофа в пустыне»
|
Блок №2
Самопознание и личностный рост.
|
- Повысить самооценку,
- развить сильные стороны своей личности, чувство собственного достоинства, - преодолеть неуверенность, страх, |
|
Блок №3
Развитие коммуникативных умений.
|
- Формирование навыков самоанализа и эффективного общения,
-развитие креативности и формирование необходимой коммуникативной дистанции; - утвердить свои права и собственную ценность, - расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;- осознание возможностей конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и развития толерантности |
|
Блок №4
Формирование и развитие лидерских качеств.
|
-Расширение диапазона творческих способностей
- Формирование и развитие деловых и лидерских качеств:
· независимость и оригинальность суждений,
· исполнительность,
· серьезность,
· обязательность
· способность убедить собеседника в чем-либо;
· и.т.д.
|
Целью вышеобозначенной программы, как и любых других тренинговых занятий, является рост личности через расширение сферы осознания себя и других, а так же процессов происходящих в группе. Тренинги являются своего рода лабораториями для развития и отработки умений межличностного общения, как профессионально значимых для будущей профессиональной деятельности, особенно в системе «человек — человек». Участники группы могут исследовать стили межличностного взаимодействия и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими членами группы, которые дают обратную связь. Коммуникативные умения, развиваемые в тренинговых группах всех уровней сложности, включают описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь и конфронтацию.
В рамках повышения конкурентоспособности студентов для старшекурсников традиционно проводится семинар-практикум «Технология карьеры», направленный на информирование студентов о требованиях «рынка труда» к личности выпускника, а также на формирование качеств и свойств личности способствующих успешному устройству на работу и т.д. Выпускник должен знать и представлять с какими трудностями он может столкнуться при поиске работы, адаптации в новых для себя условиях молодого специалиста, как правильно строить свою карьеру, как правильно предоставить информацию о себе и т.д.
Программа «Технология карьеры» включает в себя четыре блока, каждый из которых содержит в себе теоретические и практические занятия:
Название
|
Задачи
|
Форма
взаимодействия
|
Блок 1.
Начало карьеры: как найти и получить первую работу по выбранной профессии.
|
-Научить придерживаться главных принципов выбора профессии, специальности,
- Научить применять на практике методы оценки профессиональных склонностей, общих и специальных способностей, - Научить находить личностное соответствие в мире профессий, - Познакомить с устройством и функционированием современного рынка труда, |
-Беседы
- Тренинги( в форме):
-деловые игры;
-сюжетно-ролевая форма освоения коммуникативных приемов;
-самодиагностика;
-проектные методики;
-интересные знакомства с новыми людьми;
-удивительные открытия собственных возможностей и умений.
|
Блок 2.
Самореклама: как правильно подготовить и представить информацию о себе.
|
-Дать информацию о специалистах, к которым можно обратиться за помощью с целью осуществления профессионального плана,
-Научить использовать освоенные методы для саморазвития и самосовершенствования, -Научить технологии подготовки к самопрезентации и собеседованию с потенциальным работодателем, -Раскрыть сущности механизма использования норм этикета и протокола делового общения, их созидательной и технологической роли
-Привить навыки учета отношений людей к деловому этикету и протоколу в зависимости от их психологического типа, национальной культуры |
-Беседы
- Тренинги( в форме):
-деловые игры;
-сюжетно-ролевая форма освоения коммуникативных приемов;
-самодиагностика;
-проектные методики;
-интересные знакомства с новыми людьми;
-удивительные открытия собственных возможностей и умений.
|
Блок 3.
Контракт: как согласовать условия работы и правильно заключить трудовой контракт.
|
-Помочь в поиске необходимой, актуальной информации на ярмарках вакансий и учебных мест, в СМИ, Интернете и др.
|
-Подготовка к тестированию при собеседовании у работодателя
|
Блок 4.
Тренинг самопрезентации личных и профессиональных качеств.
|
-Развить творческое мышление, фантазию, самооценочные способности;
-знакомить с нормами и правилами применения этикетных норм в целях деловых отношений.
|
-Школа самопрезентации;
-Тренинг самопрезентации личных и профессиональных качеств
|
Все занятия по программе «Технология карьеры» происходят в виде традиционного семинара-тренинга, то есть происходит чередование:
изложения проблемного материала, обсуждения его и закрепления этого материала в виде разнообразных тренинговых мероприятий.
Вся программа состоит из четырёх блоков, причем каждый из них обладает высокой степенью самостоятельности, направлен на решение независящих от содержания других этапов проблем, то есть парциален. При желании студент может принять участие не во всей программе, а только в некоторых блоках либо же в одном.
Таким образом, психологическая и социально – педагогическая поддержка в профессионально-личностном развитии студентов предполагает в учреждениях, обеспечивающих получение профессионального образования, взаимодействие всех участников воспитательного процесса, направленное на:
· выявление личностных качеств и свойств студентов, раскрытие индивидуальности личности;
· формирование и закрепление позитивной «Я-концепции» и уверенности в себе;
· повышение мотивации обучения;
· развитие профессионально значимых качеств студентов;
· воспитание ответственности;
· овладение профессиональными навыками и становление специалиста;
· развитие умений проектировать свое профессиональное будущее, планировать этапы жизненного и профессионального роста, профессиональную карьеру,
· формирование мировоззрения, убеждений, идеалов для того, чтобы в дальнейшем уметь самостоятельно решать свои личностные и профессиональные проблемы в жизни.
Следовательно, цель поддержки профессионально-личностного становления состоит в актуализации у студентов мотивов к самосовершенствованию посредством моделирования конкретных воспитательных ситуаций в учебно-воспитательном процессе, целенаправленных диагностико-корректирующих воздействий со стороны кураторов, создания благоприятных социально-психологических условий обучения и развития.
В подтверждении необходимости и эффективности проводимой деятельности по развитию профессионально-личностной компетентности, надо провести опрос среди студентов колледжа, ответить на вопрос «Что дает мне колледж?». Исследование проводить в группах, где работа проводится регулярно (группа Б) и в группах, где она проводится достаточно редко (группа А).
Опросник «Что дает мне колледж?»
№
|
«Что дает мне колледж?»
|
Группа А
|
Группа Б
|
1.
|
Дает профессиональные знания
|
||
2.
|
Учит работать и думать самостоятельно
|
||
3.
|
Учит меня общению, сотрудничеству с людьми
|
||
4.
|
Помогает лучше узнать себя, свои возможности
|
||
5.
|
Учит разбираться в окружающей жизни
|
||
6.
|
Развивает уверенность в себе
|
||
7.
|
Развивает качества необходимые для будущей профессии
|
||
8.
|
Помогает научиться ставить цели и достигать их
|
||
9.
|
Учит меня справляться с трудностями
|
||
10.
|
Ничего существенного не дает
|
Практически никогда для успешной профессиональной деятельности не достаточно иметь лишь специальные, профессиональные способности, необходимо иметь определенный набор личностных качеств. Содействие их развитию и есть одна из приоритетных задач кураторов колледжа.
Библиографический список
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие / В.И. Байденко. – М., 2005.
2. Байденко В.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате (дискуссионный вариант): Материалы ко второму заседанию методологического семинара: монография / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 12.
4. Дроздова, Н.П. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Н.П. Дроздова, Е.Г. Ефимова, М.Ф. Колесников; под ред. Ф.И. Кайзера, Г.Г. Богомазова, З.А. Сабаева. – СПб, СПбГУ, 2002. – 296 с.
5. Зеер, Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования: монография. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 2000. – 258 с.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя // Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы: труды методол. семинара. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
7. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека/ И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос».
Подготовка к тестированию при собеседовании у работодателя
Подвергайтесь тестированию только тогда, когда вы здоровы, выспались и способны сконцентрироваться. Накануне тестирования отдохните и постарайтесь решить насущные проблемы.
Постарайтесь выполнить все задания. Не огорчайтесь, если это не удалось. Иногда тесты бывают составлены так, что все задания выполнить просто невозможно. Обратите внимание, что, как правило, сложность вопросов возрастает от начала теста к концу, поэтому лучше выполнять последовательно, начиная с первого задания.
На вопросы теста надо отвечать искренне, не взвешивая варианты ответа – понравится или не понравится он работодателю или психологу. Последний не будет их ни читать, ни оценивать. Обработка теста формализована, то есть ваши ответы сравниваются с ключом и оцениваются по шкалам. Если вы ответили неискренне, а это (в соответствии со «шкалой лжи») легко устанавливается, то ваш тест просто не станут обрабатывать [Словесно-логическое мышление] [Математическое мышление] [Наглядно-образное мышление][Типология профессий] [Результаты тестов и тип профессии] [Пословицы] [Оценка умения самостоятельно написать реферат] [Самооценка уровня усвоения курса "Основы делопроизводства"] [Самооценка уровня усвоения темы "Классификация профессий"] [Самооценка уровня усвоения курса "Основы машинописи"] [Самооценка уровня усвоения курса "Основы электротехники"] [Самооценка уровня усвоения курса "Основы радиомонтажа"] [Тест "Санкт-Петербург - 300"] [Типы личности по Голланду и соответствующие им профессии: полный вариант и краткий вариант] [Характерологический тест (река-метафора характера и типы профессий) ] [Тест Кейрси - типологический портрет личности и выбор профессии ]
Самостоятельное тестирование
(«бумажный» вариант теста, для его выполнения Вам необходимы бумага и карандаш)
Вам предлагается упрощенный вариант достаточно серьезного теста «Знаете ли вы себя?». Выполнив его, вы сможете узнать новое о своем характере и проанализировать те свои качества, которые будут помогать или мешать вам при поиске работы или трудоустройстве.
1. Нарисуйте человечка, пользуясь только такими геометрическими фигурами, как треугольник, прямоугольник, круг.
2. В рисунке таких элементов должно быть ровно десять.
3. Посчитайте в рисунке сначала число треугольников, затем – прямоугольников и потом – кругов.
4. Теперь запишите все три цифры именно в том порядке, в котором вы их подсчитывали.
5. Найдите это число в списке и вы увидите, к какому из семи типов вы относитесь.
Пример: В вашем рисунке три треугольника (3), два прямоугольника (2) и пять кружков (5). Записываем 325.
Находим это число в списке:
1-й тип: 811 712 613 622 631 721
2-й тип: 541 532 523 514
3-й тип: 451 442 433 352 271 361
4-й тип: 424 343 262 181
5-й тип: 334 244 154 163 172 253
6-й тип: 415 325 235 145
7-й тип: 316 226 136 127 217
Редко встречающиеся сочетания: 712 622 532 424 262 253 172 163
Характеристики типов:
1-й тип: Вы стремитесь достичь в жизни многого. У вас властный характер. Вы знаете себе цену и, если надо, умеете постоять за себя. Вы легко знакомитесь с людьми, умеете и любите поговорить. Однако в глубине души страдаете от недостатка внимания окружающих, хотя стараетесь не показывать свою уязвимость.
2-й тип: Вы очень ответственно относитесь к порученному делу, скрупулезно, до мелочей продумываете все возможные варианты решений. Вы дипломатичны и стараетесь избегать открытых конфликтов с окружающими. Цените себя несколько ниже, чем этого на самом деле заслуживаете. В коллективе порой можете играть роль посредника. Внешне кажется, что в своих поступках вы следуете логике. Хотя гораздо чаще вами руководить интуиция.
3-й тип: Вы «правдолюбец», упорный в поисках истины. Порой это является источником ваших жизненных проблем. Легко включаетесь в процесс работы, упорно доводите дело до конца. Склонны к индивидуальной работе.
4-й тип: Вы противоречивы – чем больше проблем возникает, тем более изобретательным и энергичным вы становитесь. Вы хотите многого в разных сферах жизни. Для того чтобы вам работать продуктивно, нужно иметь определенную цель. Склад вашего ума скорее аналитический.
5-й тип: Вы чувствительны и эмоциональны. Умеете выполнять тонкую ручную работу. Вы любите красоту и красивые предметы, в частности, немного педантичны. Иногда вам бывает трудно найти контакт с новыми людьми, если ситуация, в которой вы оказались, для вас непонятна. Когда же вы знаете, что вам нужно делать, чувствуете себя в обществе легко и просто.
6-й тип: Вы очень общительный человек и вам не свойственно смущаться в присутствии большого числа людей. Вы не очень озабочены мнением окружающих, однако хотели бы владеть их вниманием. Вы любите и умеете общаться, хотя вам порой приходится ошибаться в людях. Это может происходить потому, что часто вы можете действовать под влиянием первого впечатления.
7-й тип: Вы ярко выраженный индивидуалист, склонны всегда самостоятельно организовывать свою деятельность. Довольно медленно включаетесь в работу, потому что тщательно отслеживаете как процесс, так и результат своей деятельности. Быть может, вам не очень везет в семейной жизни, вы «эмоционально непроницаемы», что мешает установить с вами близкие отношения. Тип мышления скорее конкретно-образный.
Пример типичного резюме:
Петров Владимир Петрович
216001 г. Курск, ул. Оболенского. Тел. (7512) 9612-12-53 (дом.) e-mail: petrov_v.p.@mail.ru
Дата и место рождения: 22 мая 1965 г., г.Курск
Цель: Получение должности коммерческого директора в торговой компании, оплата от $ 1500.
Образование: 1982-1987 гг. Курский государственный университет, экономический факультет. Диплом экономиста по специальности «Планирование народного хозяйства».
1989-1990 гг. Курсы английского при КГУ.
1993 г. Курсы по маркетингу при учебном центре «Просперити».
Опыт работы: С ноября 1996 г. до настоящего времени – фирма «ПЛЮС» (Россия, г. Курск), начальник отдела продаж. Оптовая торговля продовольственными товарами (консервы, сухие супы). Функции: организация продаж, контакты с розничными торговыми предприятиями, составление договоров, контроль за расчетами. В подчинении 3 человека. За период работы расширил сеть торговых точек с 17 до 60. Увеличил объемы продаж с $25 тысяч до $130 тысяч в месяц.С марта по ноябрь 1996 г. – ИЧП «ФОБОС» (Россия, г. Курск), коммерческий директор. Розничная торговля продовольствием и ТНП. Функции: закупка товаров и организация реализации через торговые точки фирмы. В подчинении 3 человека. В фирме работал со дня ее основания. Организовал 5 торговых точек (киоски, секции в магазинах) по розничной торговле. В 1995 г. оборот фирмы достиг 3,5 млрд.руб. в год. В 1996 г. фирма прекратила существование в связи с банкротством банка.
С октября 1989 г. до марта 1993 г. Областная оптовая база «Курскснабсбыт». Инженер, старший инженер, зам. начальника отдела сбыта продтоваров. Функции: организация закупок продовольствия и его сбыта через сеть магазинов базы. В подчинении 2 человека.
Дополнительные сведения: Английский язык (могу изъясняться и работать с профессиональной документацией). РС-пользователь (WinWord, Exel, MSOffis). Водительские права кат. В, опыт вождения 4 года. Имеется личный автомобиль. Женат, один ребенок.