Программа контроля качества обучения
Контрольные работы,тестовые задания, экзаменационные билеты
Специальность
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
221413 Техническое регулирование и управление
-
Система контроля качества обучения
№ |
Вид контроля |
Форма контроля |
Метод контроля |
КИМы (средства контроля) |
1. |
Входной контроль |
Контрольная работа |
Письменная проверка |
Тестовые задания |
2. |
Текущий контроль Тема 1. Основы динамики |
Контрольная работа № 1 |
Письменная проверка |
Задания – 3 варианта |
Тема 2. Механические колебания и волны |
Контрольная работа № 2 |
Письменная проверка |
Задания – 3 варианта |
|
Тема 3. Основы МКТ. Основы термодинамики. |
Контрольная работа № 3 |
Письменная проверка |
Задания – 3 варианта |
|
Тема 4. Постоянный электрический ток. |
Контрольная работа № 4 |
Письменная проверка |
Задания – 3 варианта |
|
Тема 5. Электромагнетизм |
Контрольная работа № 5 |
Письменная проверка |
Задания – 2 варианта |
|
Тема 6. Переменный ток |
Контрольная работа № 6 |
Письменная проверка |
Задания – 3 варианта |
|
Тема 7. Свойства волн |
Контрольная работа № 7
|
Письменная проверка |
Задания – 3 варианта |
|
Тема 8. Строение атома и атомного ядра |
Контрольная работа № 8 |
Письменная проверка |
Задания – 3 варианта |
|
|
Тема 9. Эволюция Вселенной. |
Итоговая контрольная работа № 9 |
Письменная проверка |
Задания – 3 варианта |
3. |
Рубежный контроль Раздел 1. Основы динамики |
Тестовые задания |
Письменная проверка |
СТМ-тест
|
Раздел 2. Основы МКТ. Основы термодинамики. |
Дифференцированный зачет (ДЗ) |
Письменная проверка |
СТМ-тест
|
|
Раздел 3. Электромагнетизм |
Тестовые задания |
Письменная проверка |
СТМ-тест
|
|
4. |
Итоговый контроль |
Экзамен |
Стандартизованный (устно) |
Экзаменационные билеты |
-
Промежуточная и итоговая аттестация
№ |
Время проведения ( заполняется по учебному плану) |
Форма контроля |
Метод контроля |
КИМы (средства контроля) |
1. |
1 курс. 1 семестр. Контрольная неделя |
Контрольная работа |
Письменная проверка |
Тестовые задания |
2. |
1 курс. 1 семестр. Зимняя сессия
|
Дифференцированный зачет (ДЗ) |
Письменная проверка |
Тестовые задания |
3. |
1 курс. 2 семестр. Контрольная неделя |
Контрольная работа |
Письменная проверка |
Тестовые задания |
4. |
1 курс. 2 семестр. Летняя сессия
|
Экзамен |
Стандартизованный (устно) |
Экзаменационные билеты |
Контрольная работа №1по теме «Основы динамики»
1 вариант
1. Шарик начинает скатываться с желоба с ускорением 3 м/с2. Какое расстояние он пройдет за 2 секунды? (6м)
2. Трактор ведет прицеп массой 600 кг с ускорением 0,1 м/с2, а сила сопротивления движению 2 кН. Найти силу тяги. (2060Н)
3. Тело массой 12 кг соскальзывает вниз с наклонной плоскости с углом наклона 530. Чему равна сила трения, если ускорение у тела равна 6 м/с2?(24Н)
2 вариант
1. Какую скорость разовьет мотороллер, пройдя из состояния покоя 200 м с ускорением 1 м/с2.(20 м/с)
2. Тело перемещают по горизонтальной площадке с ускорением 2 м/с2. Чему равна сила тяги, если масса тела 8 кг, а коэффициент трения 0,5?(56 Н)
3. С каким ускорением скатывается тело массой 5 кг с наклонной плоскости, имеющей угол наклона к горизонту 460, если сила трения 21 Н? (3 м/с2)
3 вариант
1. Какое расстояние пройдет автомобиль за 10 сек, двигаясь из состояния покоя с ускорением 0,6 м/с2 . (30 м)
2. Автобус, масса которого 15 т, трогается с места с ускорением 0,7 м/с2. Найти силу тяги , если коэффициент трения равен 0,03.(15 кН)
3. С каким ускорением тело массой 4 кг будет подниматься по наклонной плоскости с углом наклона 370 под действием силы 36Н, действующей вдоль плоскости? (3 м/с2)
Контрольная работа №2
по теме «Механические колебания и волны»
1 вариант
1. Какова скорость распространения волн в воде, если источник волн колеблется с периодом 5 мс, а длина волны равна 7 м? [1400 м/с]
2. Расстояние между узлами стоячей волны, создаваемой камертоном в воздухе равно 40 см. Определите частоту колебаний камертона. Скорость звука принять равной 340 м/с. [1425 Гц]
3. Частотный диапазон рояля от 90 Гц до 9 кГц. Найдите диапозон длин волн в воздухе. [3,8 м]
2 вариант
1. Чему равна длина морской волны, если лодка качается на волнах 2 с, а скорость волны равна 3 м/с? [6 м]
2. Определите скорость звука в воде, если колебания с периодом 0,005 с вызывают звуковую волну длиной 7,175 м. [1435 м/с]
3. Сколько времени распространяется звук в воздухе на расстоянии 1 км, если скорость звука в воздухе равна 330 м/с? [3,03 с]
3 вариант
1. Рассчитайте длину звуковой волны в стали, если частота колебаний 4 кГц, а скорость звука – 5 км/с. [1,25 м]
2. Закрытая с обоих концов труба, длина которой 1 м, заполнена воздухом при нормальном давлении. При какой частоте в трубе будут возникать стоячие волны? Скорость звука в воздухе принять равной 340 м/с. [170 Гц]
3. Найдите период колебания, если частота колебаний равна 450 Гц. [0,002 с]
Контрольная работа №3
по теме «Основы молекулярно – кинетической теории газов. Основы термодинамики»
1 вариант
1. Какова масса кислорода, содержащегося в баллоне объемом 50 л при температуре 270С и давлении 2*106 Па? [1,3 кг]
2. Рассчитайте температуру, при которой средняя кинетическая энергия поступательного движения молекул равна 10,35 -21 Дж. [2270С]
3. Какова плотность смеси, состоящей из 32 г кислорода и 22г углекислого газа при температуре 00С и давлении 100 кПа? [1,6 кг/м3]
4. Чему равна внутренняя энергия 5 моль одноатомного газа при температуре 270С? [18,7 кДж]
5. При адиабатном расширении газ совершил работу 2 МДж. Чему равно изменение внутренней энергии газа? Увеличилась она или уменьшилась? [уменьшилась на 2 МДж]
2 вариант
1. Газ в количестве 1000 молей при давлении 1 МПа имеет температуру 1000С. Найдите объем газа. [3,1 м3]
2. При давлении 1,5*105Па в 1м3 газа содержится 2*1025 молекул. Какова средняя кинетическая энергия поступательного движения этих молекул? [1,1*10-20 Дж]
3. При какой температуре молекулы кислорода имеют среднюю квадратичную скорость 700 м/с? [3560С]
4. Чему равна внутренняя энергия всех молекул одноатомного идеального газа, имеющего объем 10 м3, при давлении 5*105Па? [7,5 МДж]
5. Какую работу совершает газ, расширяясь при постоянном давлении 200 кПа от объема 1,6 л до 2,6 л? [200 Дж]
3 вариант
1. Рассчитайте давление газа в сосуде вместимостью 500 см3, содержащем 0,89 г водорода при температуре 170С. [2,1 Мпа]
2. Какова температура газа при давлении 100 кПа и концентрации молекул
10 25 м-3? [4520С]
3. Какое количество молекул содержится при температуре 200С и давлении 25 кПа в сосуде вместимостью 480 см3? [3*1021]
4. Как изменится внутренняя энергия 400г гелия при увеличении температуры на 200С? [на 25 кДж]
5. Определите КПД идеальной тепловой машины, имеющей температуру нагревателя 4800С, а температуру холодильника – 300С. [60 %]
Тест
по теме «Основы молекулярно – кинетической теории газов. Основы термодинамики»
1. Правильно ли утверждение, что броуновское движение есть результат столкновения частиц, взвешенных в жидкости?
А.) утверждение верно; Б.) утверждение не верно; В.) не знаю.
2. Какая величина характеризует состояние термодинамического равновесия?
А.) давление; Б.) давление и температура; В.) температура;
Г.) давление, объём и температура; Д.) давление и объём.
3. Относительная молекулярная масса гелия равна 4. Выразите в кг/моль молярную массу гелия.
А.) 0,004 кг/моль; Б.) 4 кг/моль; В.) 4 ∙ 10-4 кг/моль.
4. Какое выражение, приведенное ниже, соответствует формуле количества вещества?
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
5. Укажите основное уравнение МКТ газов.
А.); Б.) ; В.) ; Г.) .
6. Чему равен абсолютный нуль температуры, выраженный по шкале Цельсия?
А.) 2730С; Б.) -1730С; В.) -2730С.
7. Какому процессу соответствует график, изображенный на рис. 1?
А.) изобарному;
Б.) изохорному;
В.) изотермическому;
Г.) адиабатическому.
8. Какое выражение, привёденное ниже, соответствует формуле уравнения Менделеева-Клайпейрона?
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
9. Что определяет произведение ?
А.) давление идеального газа;
Б.) абсолютную температуру идеального газа;
В.) внутреннюю энергию идеального газа;
Г.) среднюю кинетическую энергию молекулы идеального газа.
10. Какая из приведенных ниже формул выражает механическое напряжение?
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
11. При реализации какого изопроцесса увеличение абсолютной температуры идеального газа в 2 раза приводит к увеличению объёма тоже в 2 раза?
А.) изотермического; Б.) изохорного; В.) адиабатического; Г.) изобарного.
12. Как изменится давление идеального газа, если при постоянной температуре его объём уменьшиться в 4 раза?
А.) увеличится в 4 раза; Б.) не изменится; В.) уменьшится в 4 раза.
13. Как изменится давление идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2 (см. Рис.2)?
А.) не изменится;
Б.) увеличится;
В.) уменьшится;
Г.) не знаю.
14. Чему равно отношение числа молекул в одном моле кислорода к числу молекул в одном моле азота?
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) 1; Д.) 2.
15. Один конец проволоки закреплен. К другому свободному концу подвешен груз массой 10 кг. Найти механическое напряжение в проволоке, если площадь поперечного сечения равна 4 ∙ 10-6 м2.
А.) 25 МПа; Б.) 0,4 МПа; В.) 2500 МПа.
16. Как изменится объём идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2 (см. Рис. 3)?
А.) уменьшится;
Б.) увеличится;
В.) не изменится.
17. При постоянной температуре 270С и давлении 105 Па объём газа 1 м3. При какой температуре этот газ будет занимать объём 2 м3 при том же давлении 105 Па?
А.) 3270С; Б.) 540С; К) 600 К.
18. Показания обоих термометров в психрометре одинаковы. Чему равна относительная влажность воздуха в помещении?
А.) 50%; Б.) 100%; В.) 0%.
19. На рис. 4 приведён график зависимости напряжения, возникающего в стержне, от его относительного удлинения. Определите модуль упругости материала стержня.
А.) 2 Па; Б.) 2 ∙ 105 Па; В.) 2 ∙ 1011 Па; Г.) 2 ∙ 106 Па.
20. На проволоке длиной 1 м висит груз. Проволоку сложили вдвое и подвесили тот же груз. Сравните абсолютные удлинения проволоки.
А.) уменьшится в 2 раза; Б.) не изменится; В.) увеличится в 2 раза;
Г.) уменьшится в 4 раза; Д.) увеличится в 4 раза.
21. Какова первоначальная абсолютная температура газа, если при его изохорическом нагревании на 150 К давление возросло в 1,5 раза?
А.) 30 К; Б.) 150 К; В.) 75 К; Г.) 300 К.
22. Найдите, во сколько раз среднеквадратичная скорость молекул водорода больше среднеквадратичной скорости молекул кислорода. Газы находятся при одинаковой температуре.
А.) 16; Б.) 8; В.) 4; Г.) 2.
23. Проволока длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм2 под действием силы F0 удлинилась на 1 см. Чему равно удлинение проволоки из этого же материала, но длиной 4 м и площадью поперечного сечения 2 мм2, если приложить ту же силу F0?
А.) 1 см; Б.) 2 см; В.) 4 см; Г.) 0,5 см.
24. Абсолютное и относительное удлинение стержня равны соответственно 1 мм и 0,1 %. Какой была длина не деформированного стержня?
А.) 10 м; Б.) 1 м; В.) 100 м.
25. На рис. 5а изображен процесс изменения состояния идеального газа в координатах р, Т. Какой из рисунков соответствует этому процессу в координатах р, V? (см. рис. 5)
А.) рис. 5б; Б.) рис. 5в; В.) рис. 5г;
26. Во сколько раз возрастет объём пузырька воздуха при всплытии его со дна озера глубиной 20 м к поверхности воды? Температуру считать неизменной. Атмосферное давление 100 кПа.
А.) возрастет в 2 раза; Б.) возрастет в 3 раза; В,) останется прежним.
27. На рис. 6 представлен график зависимости давления газа от температуры. В состоянии 1 или в состоянии 2 объём газа больше?
А.) в состоянии 1;
Б.) в состоянии 2;
В.) давление в состоянии 1 и 2 одинаковое;
Г.) не знаю.
28. Выберите график зависимости плотности идеального газа от температуры при изохорном процессе. (см. рис. 7)
А.) 1;
Б.) 2;
В.) 3.
29. Температура воздуха вечером 150С, относительная влажность воздуха 64 %. Ночью температура упала до 50С. Была ли роса? Плотность насыщенного пара при 150С составляет 12,8 г/м3. Плотность насыщенного пара при 50С составляет 6,8 г/м3.
А.) была; Б) не была; В.) определить не возможно.
30. В закрытом сосуде находятся воздух и капля воды массой 1 г. Объём сосуда 75 л, давление в нем 12 кПа и температура 290 К. Каким будет давление в сосуде, если капля испарится?
А.) давление не изменится; Б.) 13,785 кПа; В.) 13,107 кПа.
Контрольная работа №4
по теме «Постоянный электрический ток»
1 вариант
1 Сила тока в СИ измеряется в: а) А; б)В; в) Ом; г) Кл.
2 Сила тока на участке цепи равна 2 А. Определите сопротивление участка цепи, если напряжение на нем равно 6 В.
3 Резистор сопротивлением 4 Ом и электрическая лампочка сопротивлением 6 Ом соединенные последовательно, включены в цепь, напряжением 20 В. Определить падение напряжения на резисторе и лампочке.
4 Определить силу тока проходящего через резистор R1. Если R1=6 Ом, R2=12 Ом, R3=12 Ом. U=32 В. Сопротивления соединены последовательно.
2 вариант
1 Сопротивление проводников в СИ измеряется в : а) А; б)В; в) Ом; г) Кл.
2 Определить напряжение на концах участка цепи, если сила тока в цепи 5 А, а его сопротивление 1 Ом.
3 Резистор сопротивлением 4 Ом и электрическая лампочка сопротивлением 6 Ом, соединенные параллельно, включили в цепь, напряжением 120 В. Определите силу тока I1 и I2, проходящего через лампочку и резистор.
4 Определите напряжение на резисторе R1, если R1=2 Ом, R2=3 Ом R3=20 Ом и U=110 В. Сопротивления соединены последовательно.
3 вариант
1 Электрическое напряжение в СИ измеряется в : а) А; б)В; в) Ом; г) Кл.
2. Определить силу тока в цепи, если сопротивление 0,5 Ом, а его напряжение на концах участка цепи 2 Ом.
3 Резистор сопротивлением 6 Ом и электрическая лампочка сопротивлением 4 Ом, соединенные параллельно, включили в цепь, напряжением 220 В. Определите силу тока I1 и I2, проходящего через лампочку и резистор.
4 Определите напряжение на резисторе R1, если R1=20 Ом, R2=3 Ом R3=2 Ом и U=110 В. Сопротивления соединены последовательно.
Тест
по теме «Постоянный электрический ток»
1. Какая физическая величина определяется отношением работы, совершаемой сторонними силами, при перемещении заряда q по всей замкнутой электрической цепи, к значению этого заряда?
А.) сила тока; Б.) напряжение; В.) электрическое сопротивление;
Г.) удельное электрическое сопротивление; Д.) электродвижущая сила.
2. Какая из приведенных ниже формул применяется для вычисления работы электрического тока?
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) ; Д.) .
3. Какая из приведенных ниже формул применяется для вычисления мощности электрического тока?
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) ; Д.) .
4.. Какую физическую величину в технике измеряют в кВт∙ч?
А.) стоимость потребляемой электроэнергии;
Б.) мощность электрического тока;
В.) работу электрического тока.
5. По какой схеме (см. рис. 18) при включении амперметр наиболее точно измеряет силу тока, протекающего через резистор R?
6. По какой схеме (см. рис. 19) при включении вольтметр наиболее точно измеряет напряжение на резисторе R?
7. Какая из приведенных ниже формул выражает закон Ома для участка цепи?
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
8. Какая из приведенных ниже формул выражает закон Ома для замкнутой цепи?
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
9. Зависит ли сопротивление проводника от напряжения на его концах? Нагреванием проводника можно пренебречь.
А.) зависит прямо пропорционально;
Б.) зависит обратно пропорционально; В.) не зависит.
10. Какой график на рис.20 соответствует зависимости сопротивления проводника от температуры?
А.) 1;
Б.) 2;
В.) 3.
11. Определить общее сопротивление цепи (рис.21), если
R1=1 Ом, R2=R3=R4=3 Ом.
А.) 10 Ом;
Б.) 1 Ом;
В.) 0,5 Ом;
Г.) 2 Ом.
12. При напряжении 12 В через нить электролампы течёт ток 2 А. Сколько тепла выделит нить за пять минут?
А.) 7200 Дж; Б.) 120 Дж; В.) 60 Дж; Г.) 3600 Дж.
13. Кусок неизолированной проволоки сложили вдвое. Как изменилось сопротивление проволоки?
А.) увеличилось в 2 раза; Б.) уменьшилось в 2 раза;
В.) увеличилось в 4 раза; Г.) уменьшилось в 4 раза;
Д.) не изменилось.
14. ЭДС элемента равна 15 В, внутреннее сопротивление r=1 Ом, сопротивление внешней цепи 4 Ом. Какова сила тока короткого замыкания?
А.) 15 А; Б.) 3 А; В.) 3,8 А.
15. Определите напряжение на проводнике R1, если сила тока в проводнике R2 равна 0,2 А (см. рис. 22), где R1=60 Ом, а R2=15 Ом.
А.) 3 В;
Б.) 12 В;
В.) 30 В.
16. Каково сопротивление лампы, включенной в цепь, если амперметр показывает ток 0,5 А, а вольтметр - 35 В? (рис. 23)
А.) 49,8 Ом;
Б.) 50,1 Ом;
В.) 120 Ом;
Г.) 20 Ом.
17. Найти сопротивление участка цепи, если R=3 Ом (рис. 24).
А.) 13 Ом; Б.) 3,9 Ом; В.) 5,5 Ом; Г.) 1,9 Ом.
18. Аккумулятор с ЭДС 2 В и внутренним сопротивлением 0,2 Ом замкнут сопротивлением 4,8 Ом. Найдите мощность тока на внешнем участке цепи.
А.) 1,92 Вт; Б.) 0,8 Вт; В.) 0.16 Вт; Г.) 0,77 Вт.
19. Что показывает амперметр, включенный в цепь, если ЭДС источника 3 В, внутреннее сопротивление 1 Ом, все сопротивления внешней цепи одинаковы и равны по 10 Ом? (рис. 25)
А.) 2 А;
Б.) 0,5 А;
В.) 1 А;
Г.) 0,14 А.
20. Сколько электронов проходит каждую секунду через поперечное сечение вольфрамовой нити лампочки мощностью 70 Вт, включенной в сеть напряжением 220 В?
А.) 3 ∙ 1018; Б.) 2 ∙ 1018; В.) 0,19 ∙ 10-18; Г.) определить невозможно.
21. Каждая из двух ламп рассчитана на 220 В. Мощность одной лампы Р1=50 Вт, а другой Р2=100 Вт. Найдите отношение сопротивлений этих ламп.
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
22. Электрический чайник имеет две спирали. При каком соединении - параллельном или последовательном спиралей вода в чайнике закипит быстрее?
А.) при последовательном; Б.) при параллельном;
В.) тип соединения не играет роли; Г.) не знаю.
23. Найдите отношение сопротивлений двух железных проволок одинаковой массы. Диаметр первой проволоки в 2 раза больше второй.
А.) сопротивление более тонкой проволоки в 16 раз меньше;
Б.) сопротивление более тонкой проволоки в 16 раз больше;
В.) сопротивление более тонкой проволоки в 4 раз меньше;
Г.) сопротивление более тонкой проволоки в 4 раз больше.
24. Как отразится на работе плитки, если при её ремонте спираль немного укоротили?
А.) накал спирали увеличится; Б.) накал спирали уменьшится;
В.) накал спирали не изменится.
25. На каком из резисторов (рис. 26) выделяется наибольшее количество теплоты в единицу времени?
А.) на первом;
Б.)на втором;
В.) на третьем;
Г.) на четвертом.
26. КПД источника η. Определить внутреннее сопротивление источника тока, если внешнее сопротивление цепи R.
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
27. Электрический утюг рассчитан на напряжение 215 В и мощность 500 Вт. При включении его в сеть напряжение на розетке падает с 220 В до 210 В. Определите сопротивление проводов, считая сопротивление утюга постоянным.
А.) 4,3 Ом; Б.) 0,43 Ом; В.) 23 Ом; Г.) 2,3 Ом.
28. К амперметру, внутреннее сопротивление которого 0,1 Ом, подключен шунт сопротивлением 0,0111 Ом. Определите силу тока, протекающего через амперметр, если сила тока в общей цепи 0,27 А.
А.) 2,7 А; Б.) 0,27 А; В.) 0,027 А; Г.) 0,0027 А.
29. Элемент с внутренним сопротивлением 0,6 Ом замкнут никелевой проволокой длиной б м и сечением 1 мм2. Определите КПД элемента. Удельное сопротивление никеля 73 ∙ 10-7 Ом∙м.
А.) 42%; Б.) 98%; В.) 44%; Г.) 14%.
30. На каких из резисторов R1, R2, R3 и R4 (рис. 27) выделяется одинаковое количество теплоты в единицу времени, если амперметр показывает 3 А, а R1=10 Ом, R2=R3=20 Ом и R4=40 Ом?
А.) 1 и 2; Б.) 2 и 3; В.) 3 и 4; Г.) 4 и 1.
Тест
по теме «Электромагнетизм»
1. Что является источником магнитного поля?
А.) покоящаяся заряженная частица; Б.) любое заряженное тело;
В.) любое движущееся тело; Г.) движущаяся заряженная частица.
2. Что является основной характеристикой магнитного поля?
А.) магнитный поток; Б.) сила Ампера; В.) сила Лоренца;
Г.) вектор магнитной индукции.
3. Выберете формулу для расчета модуля вектора магнитной индукции.
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
4. Укажите направление вектора магнитной индукции поля в точке А, находящейся на оси кругового тока. (рис. 28).
А.) вправо; Б.) влево;
В.) к нам; Г.) от нас;
Д.) вверх; Е.) вниз.
5. Выберете формулу модуля вектора силы Ампера.
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
6. Укажите (см. рис. 29) направление силы, действующей на проводник с током в магнитном поле.
А.) вправо; Б.) влево;
В.) к нам; Г.)от нас;
Д.) вверх; Е.) вниз.
7. На рис. 30 стрелкой указано направление тока в проводнике, расположенного между полюсами магнита. В каком направлении будет двигаться проводник?
А.) вправо; Б.) влево; В.) к нам; Г.) от нас; Д.) вверх; Е.) вниз.
8. Как действует сила Лоренца на покоящуюся частицу?
А.) действует перпендикулярно вектору магнитной индукции;
Б.) действует параллельно вектору магнитной индукции;
В.) не действует.
9. Выберите формулу для расчета магнитной проницаемости среды.
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
10. Заряженная частица движется в магнитном поле со скоростью v (см. рис. 31, точками указано направление линий магнитной индукции к читателю). В каком направлении отклонится частица?
А.) вправо; Б.) влево;
В.) к нам; Г.) от нас;
Д.) вверх; Е.) вниз.
11. В однородное магнитное поле влетает протон и нейтральная молекула. Будет ли искривляться траектория частиц?
А.) треки частиц искривляться не будут;
Б.) протона - будет, нейтральной молекулы – нет;
В.) нейтральной молекулы - будет, протона - нет;
Г.) траектории обеих частиц будут искривляться, но в разные стороны;
Д.) траектории обеих частиц будут искривляться в одну сторону.
12. Проводник находится в однородном магнитном поле с индукцией 1 Тл. Длина проводника 0,1 м. Какой ток надо пропустить по проводнику, чтобы он выталкивался из этого поля с силой 2,5 Н. Угол между проводником с током и вектором магнитной индукции равен 300.
А.) 5 А; Б.) 28 А; В.) 50 А.
13. Проводник длиной 1,5 м с током 8 А перпендикулярен вектору индукции однородного магнитного поля, модуль которого равен 0,4 Тл. Найти работу сил Ампера, которая была совершена при перемещении проводника на 0,25 м по направлению действия силы.
А.) 1,2 Дж; Б.) 0; В.) 12 Дж.
14. В однородное магнитное поле с индукцией 7 Тл в вакууме влетает пылинка, несущая заряд 0,1 Кл, со скоростью 800 м/с под углом 300 к направлению линий магнитной индукции. Определить силу, действующую на пылинку со стороны магнитного поля.
А.) 560 Н; Б.) 16800 Н; В.) 2800 Н; Г.) 280 Н.
15. Пылинка с зарядом 2 Кл влетает в вакууме в однородное магнитное поле со скоростью 500 м/с перпендикулярно линиям магнитной индукции. Величина магнитной индукции магнитного поля 6 Тл. Определить силу, действующую на пылинку со стороны магнитного поля.
А.) 0; Б.) 6 кН; В.) 120 Н; Г.) 60 Н.
16. Как взаимодействуют две катушки (см. рис. 32) при прохождении по ним токов указанных направлений?
А.) притягиваются; Б.) отталкиваются; В.) не взаимодействуют.
17. Куда направлен вектор индукции результирующего магнитного поля в центре двух проводников с током, представленных на рис. 33?
А.) 1;
Б.) 2;
В.) 3;
Г.) 4;
Д.) 5.
18. В телевизионной трубке (см. рис. 34) две катушки отклоняют электронный луч в горизонтальном направлении. Каким должно быть направление тока в обмотке верхней катушки (по часовой или против часовой стрелки, если смотреть сверху), чтобы светящееся на экране пятно сместилось от нас?
А.) по часовой стрелке;
Б.) против часовой стрелки;
В.) ответы А и Б не правильные.
19. На рис. 35 пунктиром показана траектория движения электрона. В каком направлении двигался электрон, если линии магнитной индукции направлены за чертеж?
А.) сверху вниз;
Б.) снизу вверх;
В.) определить не возможно.
20. Электрон влетает в однородное магнитное поле со скоростью 10 Мм/с, индукция поля 0,6 Тл, сила с которой поле действует на электрон, равна 0,4 пН. Под каким углом к линиям магнитной индукции влетает электрон?
А.) 24,60; Б.) 900; В.) 13,80.
21. По горизонтально расположенному проводнику длиной 0,2 м и массой 0,04 кг течет ток с силой 9,8 А. Найти минимальную индукцию магнитного поля, которая необходима для того, чтобы сила тяжести уравновесилась силой Ампера.
А.) 49 Тл; Б.) 0,2 Тл; В.) 4,9 Тл.
22. Электрон влетает в однородное магнитное поле со скоростью 800 км/с и под действием силы Лоренца начинает равномерно вращаться по окружности. Определите радиус этой окружности, если индукция поля
5 ∙ 10-3 Тл.
А.) 9 м; Б.) 0,9 мм; В.) 9 см; Г.) 0,9 м.
23. Протон, влетевший со скоростью в однородное магнитное поле перпендикулярно вектору индукции , вращается по окружности радиуса R. Каким будет радиус для ядра атома гелия, влетевшего с такой же скоростью в это магнитное поле?
А.) 4R; Б.) 2R; В.) 8R; Г.) R/8.
24. На частицу с зарядом 1 нКл которая движется в магнитном поле перпендикулярно линиям магнитной индукции, действует сила Лоренца 2 мкН. Определить скорость частицы, если известно, что на проводник длиной 20 см и током 8 А, расположенный в этом же поле, действует сила Ампера 0,4 мН.
А.) 8 ∙ 108 м/с; Б.) 8 ∙ 106 м/с; В.) 0,125 м/с; Г.) 8 км/с.
25. Под действием однородного магнитного поля по окружности вращаются две заряженные частицы с одинаковыми скоростями. Масса второй частицы в 4 раза больше массы первой, заряд второй частицы в два раза превышает заряд первой. Во сколько раз радиус окружности, по которой движется вторая частица, больше радиуса первой частицы? А.) 1/8; Б.) 8; В.) 1/2; Г.) 2.
26. Электрон и протон, ускоренные одинаковой разностью потенциалов, попадают в магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции. Сравните радиусы кривизны траекторий протона и электрона.
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) .
27. Протон движется в однородном магнитном поле с индукцией 1 мТл. Найдите период обращения протона.
А.) 10-6 с; Б.) 6,5 ∙ 10-6 с; В.) 6,28 ∙ 106 с; Г.) 106 с.
28. Протон и -частица влетают в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции. Сравните радиусы окружностей, которые описывают частицы, если у них одинаковы энергии.
А.) ; Б.) ; В.) ; Г.) ; Д.) .
29. Протон, прошедший ускоряющую разность потенциалов 600 В, влезает в однородное магнитное поле с индукцией 0,3 Тл и движется по окружности. Найдите радиус окружности.
А.) 10,6 мм; Б.) 11,7 мм; В.) 10,7 мм; Г.) 11,6 мм.
30. Как изменится частота обращения электрона в циклотроне при увеличении его скорости в 4 раза. Изменением массы электрона можно пренебречь.
А.) увеличится в 4 раза; Б.) уменьшится в 4 раза;
В.) увеличится в 2 раза; Г.) уменьшится в 2 раза; Д.) не изменится.
Контрольная работа №5
по теме «Электромагнетизм»
1 вариант
1. Какая сила действует на проводник длиной 0,1 м в однородном магнитном поле с магнитной индукцией 2 Тл, если ток в проводнике 5А, а угол между направлением тока и линиям индукции 300 .
2. Электрон влетает в однородное магнитное поле с индукцией 1,4 мТл в вакууме со скоростью 500 км/с перпендикулярно линиям магнитной индукции. Определите силу, действующую на электрон, и радиус окружности, по которой он движется.
3. Определите величину и направление силы Лоренца, действующей на протон в изображенном на рисунке случае. В=80 мТл; v=200 км/с.
· · · · · ·
→ · · · · · ·
В· · · · · ·
· · · · · ·
4.Можно ли транспортировать раскаленные стальные болванки в цехе металлургического завода с помощью магнита?
5. Рамка гальванометра размером 4·см, имеющая 200 витков, находится в магнитном поле с индукцией 0,1 Тл. Плоскость рамки параллельна линиям индукции. Какой вращающий момент действует на рамку когда в ней проходит ток силой 1 мА?
2 вариант
1. Определите радиус окружности, по которой движется электрон в однородном магнитном поле с магнитной индукцией 2·10-2 Тл при скорости 5 Мм/с перпендикулярно линиям индукции.
2. Какую работу выполняет однородное магнитное поле с индукцией 1,5 ·10-2 Тл при перемещении на расстояние 20 см проводника 2 м, по которому течет ток 10 А? Перемещение осуществляется в направлении действия сил. Проводник размещен под углом 300 к направлению линий магнитной индукции.
3. Определите величину и направление вектора магнитной индукции в изображенном на рисунке случае. v=10 Мм/с; FЛ=0,5 пН. v l
FЛ
4.Почему сила Лоренца не выполняет работы?
5. Ускоренный в электрическом поле с разностью потенциалов 4,5·103В электрон влетает в однородное магнитное поле и движется в нем по окружности радиусом 30 см. Определите индукцию магнитного поля.
Контрольная работа №6
по теме «Электромагнитные колебания. Переменный ток»
1 вариант
1. Мгновенное значение силы тока для фазы π/6 равно 6А. Определите амплитудное значение и действующее значения силы тока. [Im=12 A; I≈8,57 А ].
2. Найдите частоту вращения прямоугольной рамки с числом витков N=20 в магнитном поле с индукцией 0,5 Тл, если амплитуда индуцируемой ЭДС 10 В, а площадь рамки равно 200 см2. [n=8 об/с ].
3. К источнику тока параллельно подключены конденсатор емкостью 20 мкФ и катушка индуктивностью 0,02 Гн. Напряжение на конденсаторе 100В, ток в катушке 2А. Затем источник отключают. Какой заряд будет на конденсаторе, когда ток в катушке равен 1А. (Потерями энергии на нагревание проводов пренебречь) [q=2,3·10-3 Кл].
4. В каких пределах должна изменяться индуктивность катушки колебательного контура, чтобы происходили колебания с частотой от 400 до 500 Гц? Емкость конденсатора10 мкФ. [L1=16 мГн; L2= 10мГн].
5. Трансформатор включен в сеть с переменным напряжением U1=220 В. Напряжение на зажимах вторичной обмотки U2=20 В, ее сопротивление r2=1(Oм), сила тока во вторичной обмотке I2=2А. Найдите коэффициент трансформации и КПД генератора, пренебрегая потерями в первичной и сердечнике. [k=10;η =0,91].
2 вариант
1. Амплитудное значение синусоидальной ЭДС с частотой %) Гц равно 10 В. Начальная фаза равна нулю. Найдите величину ЭДС в момент времени t1=1/300 с. [е =8,5 В]
2. Прямоугольная рамка площадью 100 см2 вращается в горизонтальном однородном магнитном поле с частотой 50 об/с. Магнитная индукция поля 0,2 Тл. Найдите амплитуду ЭДС, индицируемую в рамке. Как изменится эта амплитуда, если частоту вращения рамки увеличить в 2 раза? Какая еще величина изменится? [εm =0, 628 В; ε¹m =1, 256 В, увеличится частота колебаний переменного тока в 2 раза]
3. Действующее значение напряжения на конденсаторе в контуре равно 100 В. Определите максимальное значение энергии конденсатора (электрическое поле) и катушки (магнитное поле), если электроемкость конденсатора равна 10 пФ.
4. Частота колебаний электромагнитного контура равна 30 КГц. Какой будет его частота , если расстояние между пластинами плоского конденсатора увеличить в 1,41 раза? [ν= 36 кГц].
5. Первичная обмотка трансформатора имеет 12000 витков и включена в сеть переменного тока с напряжением 120 В. Какое число витков должна иметь вторичная обмотка, если ее сопротивление 0,5 (Ом)? Напряжение на вторичной обмотке 3,5 В при токе 1А. [п2=400 ].
Контрольная работа №7
по теме «Световые кванты. Свойства волн»
1 вариант
1. На белом листе бумаги написаны красным карандашом «отлично» и зеленым «хорошо» Имеются два стекла - зеленое и красное. Через какое стекло надо смотреть, чтобы увидеть оценку «отлично»? [зеленый]
2. Почему не наблюдается интерференционная картина от лампочек освещения в комнате?
а). свет лампочек не монохроматичен:
б). расстояние между лампочками много больше длин волн видимого света;
в). свет лампочек слишком не когерентны;
д). лампочки питаются от сети переменного тока. [г]
3. У двух электромагнитных волн: 1). одинаковая частица; 2). одинаковая амплитуда; 3). постоянная разность хода. Для того чтобы, считать эти волны когерентными, выполнение каких условий необходимо?
а). только 1;
б). только 2;
в). только 3;
г). только 1 и 3;
д). 1,2,3 [г]
4. Максимальная результирующая интенсивность при интерференции когерентных колебаний с периодом Т в определенной точке пространства получается при их запаздывании друг относительно друга на время:
а).mT/2, m=0,1,2,3,…;
б). mT/2, m=0,±1, ±2, ±3,…;
в). mT, m=0,1,2,3,…;
г). mT, m=0,±1, ±2, ±3,…;
д). mT/4, m=0,±1, ±2, ±3,…; [г]
5. Расстояние между щелями в опыте Юнга равно 1 мм. Экран располагается на расстоянии 4 м от щелей. Найдите длину волны электромагнитного излучения, если первый интерференционный максимум располагается на расстоянии 2,4 мм от центра интерференционной картины. [λ=600нм]
2 вариант
1. Почему цвета влажных предметов кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухие? [Поверхность предмета не рассеивает свет во все стороны и господствующим становится его собственный цвет. Рассеянный свет не налагается на отраженный от предмета, тонкая пленка воды отражает свет по одному направлению и цвет кажется более насыщенным]
2. Как меняется расстояние между соседними максимумами дифракционной картины при увеличении длины волны падающего света?
а). увеличиваются;
б). уменьшаются;
в). не изменяются;
г). увеличиваются для максимумов с малыми номерами и уменьшаются для максимумов с большими номерами;
д). уменьшаются для максимумов, для близких к главному, и увеличиваются для дальних максимумов.
[а – из формулы dymR=m λ видно, что чем больше длина волны, тем больше будут расстояния между соседними максимумами].
3. Две монохроматические когерентные волны с амплитудами 0,5 В/м и 0,2 В/м интерферируют между собой. Укажите диапазон амплитуд результирующей волны. Какая физическая величина изменяется в таком диапазоне?
а). (0,2-0,3)В/м, потенциал;
б). (0,3-0,5) В/м, напряженность электрического поля;
в). (0,3-0,7) В/м, напряженность электрического поля;
г). (0,2-0,7)В/м, потенциал;
д). (0,7-0,9) В/м, напряженность электрического поля;
[в) – когда фазы совпадают, будет амплитуда напряженности равна Е1+Е2=0,7В/м, если фазы противоположны, то Е=Е2-Е2=0,3В/м ].
4. Минимальная результирующая интенсивность при интерференции когерентных колебаний длины волны λ в определенной точке пространства получается, если геометрическая разность хода волн равна:
а).m λ, m=0,±1, ±2, ±3,…;
б). (2m+1) λ /2, m=0,±1, ±2, ±3,…;
в). m λ/4, m=0,1,2,3,…;
г). m λ/2, m=0,±1, ±2, ±3,…;
д). m λ, m=0,1,2,3,… [в]
5. Монохроматический зеленый свет с длиной волны 550 нм освещает две параллельные щели, расстояние между которыми 7,7 мкм. Найти угловое отклонение максимума третьего порядка от нулевого максимума. [α=12,40]
Контрольная работа №8
по теме «Строение атома и атомного ядра»
1. Кто предложил ядерную модель строения атома?
А. Н. Д. Бор; Б. М. Планк; В. А. Столетов; Г. Э. Резерфорд.
2. Укажите второй продукт ядерной реакции
А. n; Б. p; В. e; Г.
3. Каков состав ядра германия ? (Z – протонов, N – нейтронов)
А. Z = 32, N = 73; Б. Z = 32, N = 41; B. Z = 73, N = 32; Г. Z = 41, N = 32.
4. Атомное ядро имеет заряд:
А. положительный; Б. отрицательный;
В. не имеет заряда; Г. у различных ядер различный.
5. Как изменилась энергия атома водорода, если электрон в атоме перешел с первой орбиты на третью, а потом обратно?
А. уменьшилась; Б. возросла; В. изменение энергии равно 0.
6. Электрон в атоме водорода перешел с четвертого энергетического уровня на второй. Как при этом изменилась энергия атома?
А. энергия системы электрон – ядро возросла;
Б. энергия системы электрон – ядро уменьшилась;
В. энергия системы электрон – ядро не изменилась.
7. Какое из перечисленных ниже утверждений соответствует постулатам Бора?
1) электроны в атоме двигаются по круговым орбитам и при этом излучают электромагнитные волны;
2) атом может находиться только в стационарном состоянии, в стационарных состояниях атом не излучает;
3) при переходе из одного стационарного состояния в другое атом излучает или поглощает энергию.
А. только 1; Б. только 2; В. только 3; Г. 2 и 3.
8. Чем отличается атом, находящийся в стационарном состоянии, от атома в возбужденном состоянии?
А. отличий нет; Б. отличается расположением электронов в оболочке атома;
В. отличается числом электронов.
9. Из каких элементарных частиц состоят ядра атомов всех химических элементов?
1. протон; 2. нейтрон; 3. электрон.
А. 1; Б. 1 и 2; В. 2 и 3; Г. 1 и 3.
10. Бета излучение – это…
А. электроны, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света;
Б. электромагнитное излучение большой частоты; В. ядро гелия.
11. У каких из перечисленных ниже частиц есть античастица?
1. протон; 2. нейтрон; 3. электрон.
А. 1; Б. 2; В. 3; Г. 1 ,2,3 Д. 1,2
12. Почему радиоактивные препараты хранят в толстостенных свинцовых контейнерах?
А. свинец поглощает заряженные частицы;
Б. свинец отражает заряженные частицы;
В. свинец вступает в химическую реакцию с заряженными частицами.
13. . При бомбардировке изотопа лития α – частицами происходит ядерная реакция с испусканием нейтронов и образованием ядра изотопа бора…
А. ; Б. ; В. ; Г. .
14. Произошел самопроизвольный распад ядра. Выделилась или поглотилась во время распада энергия?
А. выделилась; Б. поглотилась;
В. осталась неизменной; Г. среди ответов А, Б, В нет верного.
15. Какой порядковый номер в таблице Менделеева у элемента, который получается в результате α-распада ядра, порядковый номер элемента Z?
А. Z + 2; Б. Z – 2; В. Z – 4; Г. Z – 1.
16. Изотопы – это…
А. элементы с одинаковым химическим составом и одинаковой атомной массой;
Б. элементы с различным химическим составом, но одинаковой атомной массой;
В. элементы с одинаковым химическим составом, но с различной атомной массой.
17. Существуют ли радиоактивные ядра атомов? Существуют ли радиоактивные элементарные частицы?
А. да, нет; Б. да, да; В. нет, да; Г. нет , нет.
18. Каково происхождение гамма-излучения при радиоактивном распаде?
А. γ – кванты испускают при переходе атома из возбужденного состояния в основное;
Б. γ – кванты производятся α – частицами при их движении через вещество;
В. γ – кванты производятся β – частицами при их движении через вещество;
Г. γ – кванты испускаются возбужденными в результате радиоактивного распада атомными ядрами.
19. Нейтрон – это частица,
А. имеющая заряд +1, атомную массу 1; Б. имеющая заряд – 1, атомную массу 0;
В. имеющая заряд 0, атомную массу 0; Г. имеющая заряд 0, атомную массу 1.
20. Какой вид радиоактивного излучения наиболее опасен при внешнем облучении человека?
А. β – излучения; Б. γ – излучения; В. α – излучения; Г. все три одинаково опасны.
21. В ядерных реакторах такие вещества, как графит или вода, используются в качестве замедлителя. Что они должны замедлять и зачем?
А. Замедляют нейтроны. Для уменьшения вероятности осуществления ядерной реакции деления.
Б. Замедляют нейтроны. Для увеличения вероятности осуществления ядерной реакции деления.
В. Замедляют осуществление цепной реакции деления, чтобы не было взрыва.
Г. Замедляют осколки ядер для практического использования их кинетической энергии.
22. Ядерные силы притяжения действуют,
1. между протоном и протоном;
2. между нейтроном и протоном;
3. между нейтроном и нейтроном.
А. только в 1; Б. только во 2;
В. только в 3; Г. действуют во всех трех случаях.
23. В каком приборе след движения быстрой заряженной частицы в газе делается видимым в результате конденсации перенасыщенного пара на ионах?
А. в счетчике Гейгера-Мюллера; Б. в сцинтилляционном счетчике;
В. в камере Вильсона; Г, в пузырьковой камере.
24. Кто экспериментально доказал существование атомного ядра?
А. М. Кюри; Б. Резерфорд; В. Беккерель; Г. Томсон.
25. Масса покоя ядра всегда…
А. меньше суммы массы покоя слагающих его протонов и нейтронов;
Б. больше суммы массы покоя слагающих его протонов и нейтронов;
В. равна сумме массы покоя слагающих его протонов и нейтронов.
26. Сколько электронов содержится в электронной оболочке нейтрального атома, если в атомном ядре 20 протонов и 17 нейтронов?
А. 20; Б. 37; В. 17; Г. 3.
27. Что называется критической массой в урановом ядерном реакторе?
А. Минимальная масса урана в реакторе, при которой он может работать без взрыва.
Б. Минимальная масса урана в реакторе, при которой может быть осуществлена цепная реакция.
В. Дополнительная масса урана, вносимая в реактор для его запуска.
Г. Дополнительная масса вещества, вносимая в реактор для его остановки в критических случаях.
28. Для того чтобы реакция деления ядер урана шла, необходимо…
1. большая масса урана;
2. чтобы при делении каждого ядра урана испускалось 2 – 3 нейтрона;
3. большая температура урана.
А. только 1; Б. только 2; В. только 3; Г. 1, 2 и 3.
29. Какое недостающее ядро надо вставить вместо Х в ядерную реакцию? .
А. ; Б. ; В. ; Г. .
30. Сколько протонов Z и нейтронов N в ядре ?
А. Z = 235, N = 92; Б. Z = 92, N = 143; B. Z = 235, N = 143.
.
Итоговая контрольная работа
1 вариант
1. В море плавает льдина, часть которой находится над водой. Ее объем составляет 196 м3. определите объем подводной части. Плотность льдины 900 кг/м3, а плотность воды 1,04· 103 кг/м3.
2. Шар, движущийся со скоростью 2 м/с, сталкивается со вторым шаром, движущимся в том же направлении со скоростью 0,5 м/с. После столкновения скорость первого шара уменьшилась до 1 м/с, а скорость второго возросла до 1 м/с. Какой из шаров имеет большую массу и во сколько раз?
3. Плоский воздушный конденсатор зарядили до разности потенциалов, равной 220В. Затем конденсатор отключили до разности потенциалов между пластинами, если расстояние между ними увеличить от 0,2 мм до 0,7 мм, а пространство между пластинами заполнить слюдой (ε=7).
4. Под каким давлением р1 нужно наполнить воздухом баллон объема V1=10л, чтобы при соединении его с баллоном объемом V2=30л, содержащем воздух при давлении р2=0,1 МПа, установилось общее давление р=0,2 МПа?
5. На сколько изменилась энергия атома водорода при излучении атомом фотона с длиной волны 4,68 ·10-7 м?
2 вариант
1. Прямоугольная коробочка из жести массой 76 г с площадью дня 38 см2 и высотой 6 см плавает в воде. Определить высоту надводной части коробочки.
2.Поезд массой 105 кг отходит от станции равноускоренно и на расстоянии 250 м развивает скорость 36 км/ч. Коэффициент сопротивления 0,006. Определить силу тяги локомотива.
3.Вычислить конечную температуру и конечное давление одноатомного газа, находящегося в баллоне емкостью 1,5 м3 при температуре 300 К и давлении 1,8 · 105 Па, если этому газу сообщено количество теплоты Qv=5,4·104 Дж.
4. Найти массу выделившейся меди, если для ее получения электролитическим способом затрачено 5 кВТ·ч электроэнергии. Электролиз проводиться при напряжении 10 В, к.п.д. установки 75%. Электрохимический эквивалент меди равен 3,3·10-7кг/Кл.
5.Перпендикуляр магнитному полю с индукцией 1 мТл возбуждено электрическое поле напряженность. 200 В/см. Перпендикулярно этим полям движется, не отклоняясь от прямолинейной траектории, заряженная частица. Определите скорость частицы.
Экзаменационные вопросы для специальностей:
190604-«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
270206-«Строительство и эксплуатация автомобильного транспорта и аэродромов»
220501-«Управление качеством»
-
Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.
-
Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
-
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
-
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил
-
Силы в природе: упругость, трение, Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести..
-
Силы тяжести.Закон всемирного тяготения. Невесомость.
-
Закон сохранения импульса и реактивное движение.
-
Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
-
Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
-
Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
-
Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
-
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение.
-
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.
-
Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.
-
Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.
-
Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание.
-
Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы.
-
Изменения агрегатных состояний вещества.
-
Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики.
-
Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
-
Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
-
Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.
-
Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
-
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока.
-
Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.
-
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
-
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
-
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.
-
Принцип действия электрогенератора. Переменный ток.
-
Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
-
Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания.
-
Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.
-
Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
-
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.
-
Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.
-
Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.
-
Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
-
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
-
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
-
Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии.
-
Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
-
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
-
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
-
Образование планетных систем. Солнечная система.
Экзаменнационные билеты
Билет №1
1. Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. Виды движения (равномерное, равноускоренное) и их графическое описание.
2. Лабораторная работа. Изучение интерференции и дифракции света.
Билет №2
1. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
2. Задача.Определите какая частица участвует в осуществлении ядерной реакции:
147N + ? → 817O + 11H
Билет №3
1. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
2. Лабораторная работа. Изучение закона сохранения импульса и реактивного движения.
Билет №4
1. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
2. Задача. Как изменится частота свободных колебаний в конту4ре при уменьшении индуктивности катушки в 4 раза?
Билет №5
1. Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.
2. Лабораторная работа.Изучение явления электромагнитной индукции.
Билет №6
1. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.
2. Задача.Какое количество теплоты нужно передать идеальному газу в цилиндре под поршнем для того, чтобы внутренняя энергия увеличилась на 100 Дж и при этом газ совершил работу 200Дж?
Билет №7
1. Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
2. Лабораторная работа.Измерение индуктивности катушки.
Билет №8
1. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение.
2. Задача. Между горизонтальными пластинами заряженного конденсатора, напряженность которого 49 Н/м , находится в равновесии пылинка, имеющая заряд 2*10-8Кл. Какова ее масса.
Билет №9
1. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.
2. Лабораторная работа. Исследование зависимости силы тока от электроемкости конденсатора в цепи переменного тока.
Билет №10
1.Модель идеального газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.
2. Задача.На прямолинейный участок проводника с током длиной 2 см. между полюсом постоянного магнита действует сила 10-3 Н при силе тока в проводнике 5 А. Определите магнитную индукцию, если вектор индукции перпендикулярен проводнику.
Билет №11
1. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение и смачивание.
2. Лабораторная работа.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Билет №12
1. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.
2. Задача.Найдите максимальную скорость электронов, освобождаемых при фотоэффекте светом с длиной волны 4 *10-7м. С поверхности материала с работой выхода 1,9 эВ.
Билет №13
1. Внутренняя энергия и работа газа. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. КПД тепловых двигателей.
2. Лабораторная работа. Изучение закона Ома для участка цепи.
Билет №14
1. Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
2. Задача.Определите показатель преломления скипидара ,если известно, что при угле падения 45 0С угол преломления 300 С.
Билет №15
1. Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов.
2. Лабораторная работа.Наблюдение роста кристаллов из раствора
Билет №16
1. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
2. Лабораторная работа. Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Билет №17
1.Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле.
2. Задача. Магнитный поток через замкнутый проводник сопротивлением 0,5 Ом равномерно увеличился с 2*10-4 Вб до 10*10-14 Вб. Какой заряд прошел через поперечного сечения проводника?
Билет №18
1. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. ЭДС источника тока.
2. Лабораторная работа. Измерение влажности воздуха.
Билет №19
1. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Мощность электрического тока.
2. Задача. На высоте 2,2 м от поверхности Земли мяч имел скорость 10 м/с. С какой скоростью будет двигаться мяч у поверхности Земли?
Билет №20
1. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
2. Лабораторная работа. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
Билет №21
Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников. Полупроводниковый диод. Полупроводниковые приборы.
2. Задача.Какой обьем занимают 2 моля идеального при условиях, соответствующих условиям фотосферы Солнца Т=6000 К, р=1,25 *10-2Па.
Билет №22
1. Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
2. Лабораторная работа. Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости.
Билет №23
1. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.
2. Задача. Стальная проволока, S=1 мм2 , а длина 1 м., при нагрузке в 200 Н удлинилась на 1 мм. Определите модуль упругого стали.
Билет №24
1. Принцип действия электрогенератора. Переменный ток.
2. Лабораторная работа. Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Билет №25
1. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.
2. Задача.К зажимам генератора постоянного тока с ЭДС в 200 В и внутренним сопротивлением 0,6 Ом подключен нагреватель сопротивлением 14 Ом. Определите количество теплоты, выделила нагреватель за 1 с.
Билет №26
1. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление. Электрический резонанс.
2. Лабораторная работа.Изучение интерференции и дифракции света.
Билет №27
1. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
2. Задача. Точечные электрические заряды q1, q2, q3 находятся в вершинах прямоугольника. Определите силу F, с которой на заряд q3 действует электрическое поле зарядов q1и q2. Расстояние между зарядами q3 и q1, равно 1 см, между зарядами q2 и q3 равно 3 см. q1=-10-9 Кл., q2=-4*10-9 Кл, q3=10-9 Кл.
Билет №28
1. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
2. Задача. Вагонетка массой 200 кг движется равномерно. С какой силой рабочий толкает вагонетку, если коэффициент трения равен 0,6?
Билет №29
1. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.
2. Задача. Тепловоз массой 130 т. приближается со скоростью 2 м\с к неподвижному составу массой 1170 т. С какой скоростью будет двигаться состав после сцепления с тепловозом?
Билет №30
1. Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.
2. Лабораторная работа.Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Билет №31
1. Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
2. Задача. Вагонетка массой 200 кг движется равномерно. С какой силой рабочий толкает вагонетку, если коэффициент трения равен 0,6?
Билет №32
1.Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.
2. Лабораторная работа.Изучение закона Ома для участка цепи.
Билет №33
1 Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
2. Задача. Через какой промежуток времени c момента старта мотоциклист, двигаясь с постоянным ускорением а=5 м\с2, разовьет скорость v=90 км/ч? На каком расстоянии от места старта это произойдет?
Билет №34
1. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
2. Лабораторная работа.Измерение влажности воздуха.
Билет №35
1. Образование планетных систем. Солнечная система.
2. Задача. При аварийном торможении автомобиль, движущийся со скоростью 20 м/с , остановился через 5 с. Найдите тормозной путь автомобиля.