Курс лекций по теме: Постоянный электрический ток
Структура лекционного занятия представляет устную актуализацию знаний студентов в начале лекции и краткую устную диагностику в конце; теоретический блок - лекционный курс по данной теме с применением опорной схемы, мультимедийной презентации, видеофрагментов, облегчающих восприятие информации.
Технологическая карта занятия
Дисциплина физика Группа ТА -11
Ф.И.О. Цырендылыкова Н.Б. Номер занятия – 44
Тема занятия. Постоянный электрический ток
Форма (вид) занятия: лекция
Тип занятия: урок изучения новой темы
Цели занятия:
Дидактические: обобщение и углубление знаний студентов об электрическом токе, о направлении и условиях существования тока, о действиях тока, о силе тока, об электрическом напряжении, сопротивлении, удельном сопротивлении, о законе Ома для участка цепи (вольт-амперная характеристика)
Воспитательные: воспитание профессионально значимых качеств: самостоятельности, ответственности, точности, творческой инициативы
Развивающие: развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных. Методические: применение методики организации лекционного занятия, информационно-коммуникативных технологий
Перечень общих и профессиональных компетенций, приобретенных студентами в ходе занятия:
· владение креативными навыками: применение знаний в жизни, владение приемами решений учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;
· умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
· наличие информационной культурой, анализ и оценка информации;
· проведение анализа информации по данной теме занятия
Межпредметная связь: математика, химия, электротехника
Внутрипредметная связь: темы «Электрический ток в различных средах», «Явления электромагнитной индукции», «Переменный ток»
ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА
Оборудования: компьютерное обеспечение, презентации, раздаточный материал, видеофрагменты
Литература:
Основная: 1.Физика 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е.Эвенчмк и др.: Под. Ред.А.А.Пинского. – 7-е изд. – М.: Просвешение, 2003. – 415 с.
Дополнительная:
1.Физика 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И.К.Кикоин, А.К Кикоин: Под. Ред. И.К.Кикоин,. – 6-е изд. – М.: Просвешение, 2003. – 215 с.
2.Интернет-ресурсы
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
время |
5 |
10 |
25 |
35 |
10 |
5 |
№ элементов |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ |
Элементы занятия и учебные вопросы |
Доп
|
I. |
Организационный момент. Перекличка, проверка готовности к уроку. |
|
II. |
Постановка цели. Актуализация знаний студентов (связывает содержание нового материала предыдущим и позволяет вовремя ликвидировать пробелы) На предыдущих лекциях были рассмотрены основные вопросы электростатики. Явления и процессы, связанные с движением электрических зарядов, составляют особую часть учения об электричестве - электродинамику Повторим материал данной темы, изученный в школьном курсе физики. Экспресс-опрос студентов:
Электродинамика изучает явления, связанные с электрическим током. Электрическим током называют всякое упорядоченное движение электрических зарядов. Электрический ток возникает в проводниках при условии, что внутри проводника напряженность электрического поля отлична от нуля. Цель: Нас будет интересовать лишь один класс проводников, а именно металлы. Вы должны будете знать: - условия существования непрерывного электрического тока; - характеристики электрического тока - силу токаи плотность тока; - основные представления классической электронной теории электропроводности металлов; - закон Ома для неоднородного участка цепи. |
|
III |
Изучение теретического материала. (по слайдам презантации) Составляем опорный конспект:
Выяснить назначение генератора. Для того чтобы ток в цепи был постоянным, надо поддерживать в цепи постоянное напряжение. Во внешней цепи электроны проводимости перемещаются под действием кулоновских сил электрического поля. Как же создать в проводнике электрическое поле? Очевидно, что кулоновские силы не могут создать это поле. Необходимы силы, которые бы перемещали электроны проводимости в направлении, противоположном направлению сил электрического поля. Эту роль и выполняют источники тока.
|
|
IV. |
Обобщение теоретического материала, выделение главного.
|
|
V. |
Самостоятельно выполнить конспет на тему: «Применение постоянного электрического тока в промышленности и на транспорте» |
|
VI. |
Итог урока. Что нового узнали сегодня на уроке, чему научились? - Узнали, что … Домашнее задание – № 799,800 |
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина физика Группа ТА -11
Ф.И.О. Цырендылыкова Н.Б. Номер занятия – 45
Тема занятия. Закон Ома для замкнутой цепи.
Форма (вид) занятия: лекция
Тип занятия: урок изучения новой темы
Цели занятия:
Дидактические: обобщение и углубление знаний студентов о понятии сторонних сил, ЭДС, закона Ома для полной цепи
Воспитательные: воспитание профессионально значимых качеств: самостоятельности, ответственности, точности, творческой инициативы
Развивающие: развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных. Методические: применение методики организации лекционного занятия, информационно-коммуникативных технологий
Перечень общих и профессиональных компетенций, приобретенных студентами в ходе занятия:
· владение креативными навыками: применение знаний в жизни, владение приемами решений учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;
· умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
· наличие информационной культурой, анализ и оценка информации;
· проведение анализа информации по данной теме занятия
Межпредметная связь: математика, химия, электротехника
Внутрипредметная связь: темы «Электрический ток в различных средах», «Явления электромагнитной индукции», «Переменный ток»
ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА
Оборудования: компьютерное обеспечение, презентации, раздаточный материал, видеофрагменты
Литература:
Основная: 1.Физика 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е.Эвенчмк и др.: Под. Ред.А.А.Пинского. – 7-е изд. – М.: Просвешение, 2003. – 415 с.
Дополнительная:
1.Физика 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И.К.Кикоин, А.К Кикоин: Под. Ред. И.К.Кикоин,. – 6-е изд. – М.: Просвешение, 2003. – 215 с.
2.Интернет-ресурсы
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ВРЕМЯ |
5 |
20 |
25 |
35 |
5 |
№ элементов |
I |
II |
III |
IV |
V |
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ |
Элементы занятия и учебные вопросы |
||||||||||||
I. |
Организационный момент. Перекличка, проверка готовности к уроку. |
||||||||||||
II. |
Физический диктант.
|
||||||||||||
III |
Изучение новой темы. 1.Разделение зарядов связано с работой сторонних сил. Любые силы, действующие на заряд, за исключением потенциальных сил электростатического происхождения ( то есть кулоновских ), называют сторонними силами. В источниках тока, сторонние силы совершают работу по превращению какой – либо энергии в электрическую, либо энергию сторонних сил в энергию электрического поля. Термопары преобразуют внутреннюю энергию в электрическую. Гальванические элементы и аккумуляторы преобразуют химическую энергию в электрическую. Фотоэлементы – световую в электрическую. В источнике тока сторонние силы совершают работу по разделению зарядов и поддержанию разности потенциалов на концах цепи. ЭДС – энергетическая характеристика источника. Это физическая величина, равная отношению работы, совершенной сторонними силами при перемещении электрического заряда по замкнутой цепи, к этому заряду. =Аст/q. (1В=1Дж/Кл) 2. Закон Ома для полной цепи- Сила тока в замкнутой цепи прямо пропорциональна ЭДС источника тока и обратно пропорциональна сумме внешнего и внутреннего сопротивления. = IR+Ir. IR-U внешнее; Ir- U внутреннее, = U внешнее + U внутреннее. ЭДС источника тока равна сумме падений напряжений на внешнем и внутреннем участке цепи. Если R→ ∞, то U →, поэтому измеряют высокоомным вольтметром при разомкнутой внешней цепи. Если R растет, то уменьшается.
Если R→0, то закон Ома для полной цепи принимает вид: Iк= /R. Сила тока Iк максимальна для данного источника и называется током короткого замыкания. Если r велико, то источник не боится короткого замыкания. Короткое замыкание опасно при малом r, как у аккумуляторов.
Последовательное соединение: б=1+2. I=n (R+nr) Параллельное соединение: б==1=2 при условии1= , I= (R+r/2). Если батарея состоит из nодинаковых элементов, то I= (R+r/n). ЭДС нескольких источников тока складывается алгебраически, при этом, если при обходе контура в любом направлении ( обычно по часовой стрелке) мы идем внутри источника от минуса к плюсу, то ЭДС берется с плюсом, в противном случае – с минусом. Если алгебраическая сумма ЭДС равна нулю, то ток в цепи отсутствует. |
||||||||||||
IV. |
Закрепление. Решение задач - № 814-817, 820,823, 824, |
||||||||||||
V. |
Итог урока. Что нового узнали сегодня на уроке, чему научились? Дом/задание – № 818, 821-Р |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Дисциплина физика Группа ТА -11
Ф.И.О. Цырендылыкова Н.Б. Номер занятия – 46
Тема занятия. Закон Джоуля – Ленца. Работа и мощность тока.
Форма (вид) занятия: лекция
Тип занятия: урок изучения новой темы
Цели занятия:
Дидактические: формирование ключевых компетенций - обобщение и углубление знаний студентов о работе и мощности тока, Законе Джоуля - Ленца
Воспитательные: воспитание профессионально значимых качеств: самостоятельности, ответственности, точности, творческой инициативы
Развивающие: развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных. Методические: применение методики организации лекционного занятия, информационно-коммуникативных технологий
Перечень общих и профессиональных компетенций, приобретенных студентами в ходе занятия:
· владение креативными навыками: применение знаний в жизни, владение приемами решений учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;
· умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
· наличие информационной культурой, анализ и оценка информации;
· проведение анализа информации по данной теме занятия
Межпредметная связь: математика, химия, электротехника
Внутрипредметная связь: темы «Электрический ток в различных средах», «Явления электромагнитной индукции», «Переменный ток»
ОСНАЩЕННОСТЬ УРОКА
Оборудования: компьютерное обеспечение, презентации, раздаточный материал, видеофрагменты
Литература:
Основная: 1.Физика 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е.Эвенчмк и др.: Под. Ред.А.А.Пинского. – 7-е изд. – М.: Просвешение, 2003. – 415 с.
Дополнительная:
1.Физика 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / И.К.Кикоин, А.К Кикоин: Под. Ред. И.К.Кикоин,. – 6-е изд. – М.: Просвешение, 2003. – 215 с.
2.Интернет-ресурсы
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ВРЕМЯ |
5 |
20 |
25 |
35 |
5 |
№ элементов |
I |
II |
III |
IV |
V |
ХОД ЗАНЯТИЯ
№ |
Элементы занятия и учебные вопросы |
I. |
Организационный момент. Перекличка, проверка готовности к уроку. |
II. |
Подготовка к восприятию нового материала.
|
III |
Изучение нового материала.
Задача. Найдем выражение для работы, совершаемой электрическим полем на внешнем участке цепи при прохождении по нему электрического тока. Решение. При прохождении заряда q из точки С в точку В электрическое поле совершает работу: А= q (φ1 - φ2) + _ В С На электрон проводимости поле действует с силой F=eE=e*U/l. Под действием этой силы электрон перемещается на расстояние ∆l. Работа, совершаемая полем по перемещению одного электрона, равна ∆А= ∆l e*U/l.. В единице объема содержится n0 электронов проводимости. Во всем проводнике ВС объемом Sl содержится n0 Sl электронов проводимости. Полная работа, совершенная полем по перемещению всех электронов проводимости, равна: А=∆А n0 Sl = ∆l eU. n0 S; q = en0 S∆l, тогда А=IU т.к I= q/ t, то q =I t, то . А=IUt. Используя закон Ома, получить еще два выражения для работы поля ( эту работу студенты выполняют самостоятельно).
|
IV. |
Закрепление. Решение задач. № 1. Нагреватель из нихромовой проволоки длиной 5м и диаметром 0,25 мм включается в сеть постоянного тока напряжением 110 В. Определите мощность нагревателя. (136 Вт) № 2. Сколько времени будет нагреваться 1,5 л воды от 200С до 1000С в электрическом чайнике мощностью 600 Вт, если КПД чайника 60%. (1400с) № 808, 818 по сб. А.П.Рымкевича. |
V. |
Итог урока. Что нового узнали сегодня на уроке, чему научились? Дом/задание – № 814, 820 по сб. А.П.Рымкевича |